UnMode

Новости

02.05.2022

UnMode помогает: возвращение домой

Когда Павел Диваков, член UnMode, который работает социальным работников в Минске, Беларусь, пришел на дежурство, он увидел человека. Тот сидел на ступеньках, рядом с кабинетом социальной помощи, обхватив голову руками.

 

Депортация и лишение прав

Увидев Павла, человек, который представился Анатолием, рассказал историю, почему он тут оказался. По словам Анатолия, его депортировали российские власти из города Оренбурга. Так как жить ему негде в Минске, он уже несколько дней провел на железнодорожном вокзале. Сам он беларус, минчанин, но квартира, где он жил до переезда в Оренбург, принадлежала брату, который ее недавно продал и больше дел никаких иметь с Анатолией не хочет. Вещей у него никаких не было, только беларуский паспорт.

 

Павел Диваков

Ситуация с депортацией заключалась в следующем: несколько лет назад Анатолий поехал к своей бабушке в Оренбург, чтобы присматривать и помогать ей. Пока он был в Оренбурге, познакомился девушкой, они полюбили друг друга и стали жить вместе. Через какое-то время у них родился ребенок. Бабушка в это время умерла. Анатолий продал ее маленькую квартиру и оформил ипотеку на жилье большего размера. При этом они жили в гражданском браке, жена не работала, и он один зарабатывал и на погашение ипотеки, и на жизнь семьи с ребенком.

Анатолий зарабатывал тем, что делал в Оренбурге ремонты. В один из дней он принял новый заказ, взял деньги на расходные материалы и сделал закупку. Однако заказчице не понравилось то, что он сделал, и она обвинила его в краже денег. Она написала заявление в полицию, и по статье «мошенничество» Анатолия вскоре осудили на шесть месяцев. Согласно российскому законодательству, если иностранный гражданин получает судимость по уголовной статье, его должны депортировать из России с запретом въезда в страну на три года, что и произошло.

Ситуации мог бы помочь официальный брак, но поскольку Анатолий жил в гражданском браке, это не сработало. Чтобы Анатолий не сидел полгода в тюрьме, гражданская жена оплатила ему самолет, и его из СИЗО, даже не дав увидеться с ребенком, из Оренбурга отвезли в Москву, а оттуда сразу в Минск, по месту имеющегося гражданства.

 

Борьба за право быть с семьей

Главный вопрос, который Анатолий задал Павлу Дивакову – куда можно обратиться, чтобы получить временное жилье и не жить на вокзале. В ответ Павел направил Анатолия к социальной консультантке по жилью, которая занимается такими вопросами. На следующий день Анатолий вернулся с тем же вопросом. Ему не помогли с решением этого вопроса, но дали печенье и зачем-то макароны, которые фактически бездомному человеку все равно негде и не в чем было варить.

Павел начал обзванивать все имеющиеся центры, ночлежки и шелтеры для бездомных. Но везде был один и тот же ответ – мест нет. Проявив милосердие, Павел взял Анатолия к себе домой. Было решено действовать следующим образом – начать сбор денег на билеты для возвращения в Оренбург и найти людей, которые смогут помочь Анатолию с решением социальных и юридических вопросов по приезду на место. В связи с тем, что Анатолий не числился в базах депортированных лиц, он мог въехать обратно в Россию.

 

Анатолий и Светлана Аршавская

Анатолий в итоге прожил у Павла полторы недели, пока шел сбор денег. Наконец, благодаря помощи и поддержке многих людей, ему удалось купить билет до Москвы, а оттуда уже до Оренбурга. Второй вопрос – социальная и юридическая поддержка на месте – решился в первый же день. В Оренбурге работает организация «Право каждого», и ее директор Светлана Аршавская, также член UnMode, первая узнала про эту ситуацию от Павла и предложила свою помощь.

На сегодняшний день Анатолий добрался и уже находится в Оренбурге со своей семьей. Светлана Аршавская помогает и консультирует его по самым разным вопросам, а также организует ему помощь юриста. На юриста, поскольку это платная помощь, также сейчас собираются деньги. Шансы у Анатолия, что он выиграет поданную апелляцию, высокие. В любом случае, рядом с ним находятся люди, которые готовы его поддерживать и идти с ним до момента, когда эта проблема будет решена.