UnMode

Новости

19.05.2021

Лучшая практика UnMode: Полтава, Украина

Дети вернулись в семью

Янина Стемковская – правозащитница, параюристка из Полтавы, Украина, член UnMode. С 2007 года – участница программы ОЗТ (опиоидная заместительная терапия). С 2008 года по 2017 – активистка инициативной группы ОЗТ, волонтер в оказании помощи «равный равному». В апреле 2017 года Янина была избрана лидером сообщества людей, употребляющих наркотики/людей, живущих с наркозависимостью, в Полтавском регионе. В 2021 году она стала параюристкой национального проекта «Женщины, которых не видно» – юридическое сопровождение женщин, которые освободились из мест лишения свободы. Мы записали одну из ее историй, когда правозащитникам удалось добиться соблюдения закона.

 

ЛИШЕНИЕ НА РУКИ

Елена – хорошая мать, ответственная, дома у нее всегда убрано и чисто, старается баловать детей, но в то же время воспитывает в строгости. Но в один момент все поменялось, когда соседка написала жалобу в полицию на шум и на то, что Лена принимает наркотики. Когда полиция приехала на проверку, она увидела Лену в состоянии употребления и несовершеннолетних детей.

«После этого детей у Лены забрали, используя следующую и единственную формулировку: Лена употребляет наркотики, а, значит, она не может быть хорошей мамой, – рассказывает Янина Стемковская. – Ей поставили условие: чтобы вернуть детей, ей нужно устроится на официальную работу, принести справку от нарколога и выполнить иные требования.»

Все время, пока Лена готовила документы для возврата детей, она посещала дочерей в детском учреждении временного пребывания и приносила им гостинцы. Однако в очередной такой приход ей вручили решение суда о лишении ее родительских прав и взыскании алиментов.

Лена была шокирована этим решением. В итоге она обратилась к параюристам, когда на руках у нее уже было решение суда о лишении ее родительских прав, и все сроки обжалования истекли. Тем не менее, правозащитники взялись за это дело.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВАНИЙ

Прежде всего следует отметить, что законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для лишения родительских прав. Так, согласно части 1 статьи 164 Семейного кодекса Украины (СК), мать (отец) могут быть лишены судом родительских прав, если она (он):

  1. не забрали ребенка из роддома или из другого учреждения здравоохранения без уважительной причины и в течение шести месяцев не проявляли по отношению к нему родительской заботы;
  2. уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка;
  3. жестоко обращаются с ребенком;
  4. являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
  5. прибегают к любым видам эксплуатации ребенка, принуждают его к попрошайничеству и бродяжничеству;
  6. осуждены за совершение умышленного преступления относительно ребенка.

Лишение родительских прав осуществляется как по отношению к одному ребенку, так и к нескольким. Кроме того, следует отметить, что родители могут быть лишены родительских прав только в отношении ребенка, не достигшего 18 лет.

Лишить лицо родительских прав можно только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются местным судом по месту жительства лица, которое хотят лишить родительских прав в порядке искового производства.

Законодательством определен круг субъектов, которые могут обратиться с таким иском в суд. В частности, к таким лицам законодатель относит одного из родителей, опекуна, попечителя, лицо, в семье которого проживает ребенок, учреждение здравоохранения, учебное или другое детское учреждение, в котором он находится, орган опеки и попечительства, прокурора, а также самого ребенка, достигшего 14 лет. Этот перечень является исчерпывающим, то есть законодательством предусмотрено, что если в суд с таким иском обратится другое лицо, то такой иск подлежит возврату.

При рассмотрении такого рода дел обязательным является участие органа опеки и попечительства. В отношении участия ребенка в рассмотрении дела следует отметить следующее. Согласно статье 12 Конвенции о правах ребенка, государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои мысли по всем вопросам, касающимся его, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью. С этой целью ребенку предоставляется, в частности, возможность быть выслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, касающегося его непосредственно или через представителя либо соответствующий орган в порядке, преду­смотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Частью 2 статьи 171 СК предусмотрено, что ребенок, который может выразить свое мнение, должен быть выслушан при разрешении спора между родителями, другими лицами спора о лишении родительских прав. Однако суд вправе принять решение вопреки мнению ребенка, если этого требуют его интересы.

Таким образом, ребенок может участвовать в делах о лишении родительских прав, если он может выразить свое мнение, однако следует учитывать и последствия такого участия ребенка в судебном разбирательстве.

 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ

Параюристы решили бороться за права детей воспитываться с родными родителями и за права Лены воспитывать своих детей. Так, было принято решение включить Лену в программу ОЗТ и помочь устроится на официальную работу.

 «Затем наш дружественный адвокат составил исковое заявление о восстановлении пропущенного срока подачи ходатайства на обжалование решения о лишении родительских прав, – говорит Янина. – Благодаря совместной работе, нам удалось найти основания для этого.»

Согласно ч. 1 ст. 354 ГПК Украины апелляционная жалоба на решение суда подается в течение тридцати дней, а на определение суда – в течение пятнадцати дней со дня его провозглашения, а на определение суда – в течение пятнадцати дней со дня его (ее) провозглашения.

Если в судебном заседании было оглашено только вступительную и резолютивную части судебного решения (так называемое сокращенное решение) или в случае рассмотрения дела (решение вопроса) без уведомления (вызова) участников дела, указанный срок исчисляется со дня составления полного судебного решения.

Согласно ч.2. ст. 354 ГПК Украины участник дела, которому полное решение или постановление суда не были вручены в день его (ее) провозглашения или составления, имеет право на восстановлении пропущенного срока на апелляционное обжалование:

  • решения суда – если апелляционная жалоба подана в течение тридцати дней со дня вручения ему полного решения суда.
  • на определение суда – если апелляционная жалоба подана в течение пятнадцати дней со дня вручения ему соответствующего определения суда.

Так же, в соответствии с ч. 3 ст. 354 ГПК Украины срок на апелляционное обжалование может быть восстановлен в случае пропуска по другим уважительным причинам.

НО! Следует иметь в виду, что независимо от уважительности причин пропуска срока на апелляционное обжалование суд апелляционной инстанции отказывает в открытии апелляционного производства в случае, если апелляционная жалоба подана по истечении одного года со дня составления полного текста судебного решения, кроме случаев:

  1. подачи апелляционной жалобы лицом, которому не сообщено (которое не уведомлено надлежащим образом) о рассмотрении дела либо не привлеченным к участию в деле, если суд принял решение о его правах, свободах, интересах и (или) обязанностях;
  2. пропуска срока на апелляционное обжалование вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

 

Восстановление срока подачи апелляции зависит от уважительности причины пропуска этого срока. Уважительные причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы устанавливаются в каждом конкретном случае индивидуально. Но они должны быть объективными, связанными с непреодолимыми или непредвиденными обстоятельствами.

 

ВЕРНУТЬ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ

Судебное дело возобновили. Приняв доводы о уважительной причине пропуске сроков, заочное решение было отменено. Представитель органов опеки и попечительства в своих высказываниях в ходе слушания постоянно указывала на то, Лена «наркоманка» и принимает метадон в рамках программы ОЗТ. К сожалению, суд воспринял это как действительную и бесконтрольную наркотическую зависимость. Защиты Лены не согласилась с этим, и в результате было принято решение о привлечении к суду врача-эксперта.

Врач-эксперт дал суду разъяснение о том, что ответчица принимает медикаментозный метадон в качестве лечения наркозависимости. Это сыграло ключевую роль в этом деле. Суд встал на сторону Елены и принял решение дать ей время для сбора необходимых документов, чтобы вернуть детей в семью.

 «Я считаю, что негативную определяющую роль в подобных делах играет стигма в отношении людей, употребляющих наркотики, со стороны органов опеки, – считает Янина Стемковская. – Карательная система не способствует восстановлению микроклимата в семье, а наоборот разрушает его, отбирая детей, отдавая их на воспитание в детский дом. Дети 3 и 1.5 лет испытывают большой стресс, это может стать переломным моментом в их неокрепшей психике. Могут потеряться семейные связи. И опека призванная защищать права семьи и детей, никаким образом этому не способствует.»