UnMode

проекты

23.11.2022

unmode_goals

Что страшнее — явный ВРАГ или сомневающийся ДРУГ?

“Что страшнее — явный ВРАГ или сомневающийся ДРУГ? Что скорее вас убьёт — иллюзия наличия или 100% отсутствие? Сегодня я буду говорить от имени и по поручению тех, кто точно знает ответ. По поручению пока ещё живых и от имени уже мёртвых”, — так начинается презентация Янины Стемковской, представительницы UnMode в Украине

22 ноября Янина приняла участие в 3-ей Европейской конференции по тюрьмам “Здравоохранение в тюрьмах: ответственность правительства” в Лиссабоне (Португалия).

“Все вы, здесь присутствующие, считаете себя ДРУГОМ заключенных — ведь вы думаете, что помогаете нам и делаете нам добро. Все вы, здесь присутствующие считаете, что ваша помощь НАЛИЧЕСТВУЕТ, ведь вы все много работаете, тратите много ресурсов на «помощь заключенным». Но разве можно считать себя ДРУГОМ того, чьё мнение о себе, как о друге для тебя не важно? Разве можно считать свою помощь реально НАЛИЧЕСТВУЮЩЕЙ, если человек, которому ты призван помогать её не получает? Ответ на эти вопросы очевиден — нет, нельзя.

А потому я расскажу вам историю про Херсонских заключенных, ведь вы же друзья и ваша помощь реально существует”, — продолжает Янина в своем выступлении.

“Сразу после начала войны, 2 марта Херсонская область оказалась под оккупацией российской армии, в том числе и Голопристанская колония № 7. Тут лечили туберкулез у осужденных со всей Украины. 5 марта мой доверитель сообщает мне о критической ситуации в колонии №7: побои, перебои с едой, водой, медицинскими препаратами и просит помощи. Но, как я понимаю позже, не представляет «достаточных данных». 6 марта я обращаюсь во все известные мне страновые правозащитные и социальные организации. Но 9 марта омбудсмен Украины Людмила Денисова выпустила официальное заявление о том, что из Херсонщины все осужденные эвакуированы”, — продолжает Яна.

Мы знаем, что любая административная ошибка, бездействие или действие властей может иметь критические последствия для здоровья заключенных. Таким образом, заключенные являются уязвимой группой, чье защищенное право на охрану здоровья должно подпадать под основные обязательства государств. Но об ответственности правозащитников, включая глобальные институции по защите прав человека открыто говорить не принято. И именно к этой ответственности призывает речь Янины Стемковской.

С начала марта я, мой доверитель, все организации, к которым я обратилась за помощью занимались не поиском способа помочь заключенным в оккупированной Херсонщине, а поиском и сбором «достаточных данных» сначала самого существования заключенных в оккупированной Херсонщине, а затем сбором «достаточных данных» того, что права этих заключенных действительно нарушаются. ТАКИХ данных, которые бы смогли убедить уважаемые международные организации и уважаемых специалистов международного уровня из сферы тюрем, здоровья и прав человека в необходимости НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОГО вмешательства.

Мы искали эти «достаточные данные» для ВАС, в том числе. Ведь именно ВЫ – представители уважаемых международных организаций и именно вы уважаемые специалисты международного уровня из сферы тюрем, здоровья и прав человека», — обращается Янина ко всем участникам Конференции.

“Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений и не требует дополнительного подтверждения: заключенные в Херсонской области были, их права нарушались, их пытали, лишали лечения, не перемещали в убежище в моменты ракетных бомбардировок. А мы вместо помощи сомневались, уточняли, собирали «достаточные данные”, — продолжает Яна в своем докладе.

 

“Печальный финал моей истории о херсонских заключенных: В конце октября в Голопристанскую ИК-7 были свезены все осужденные Херсонской обл., около 2 тысяч человек. К началу ноября 2022 года практически все осужденные, кроме нескольких паллиативных больных (их оставили умирать в колонии №7) вывезены через Крым, в Краснодарский край рф.

Куда их будут везти дальше, и что будет с этими людьми? – и на этот вопрос у меня нет ответа. Теперь у них нет права даже на телефонный звонок, чтобы сообщить где они. Связь с моим доверителем потеряна, мы так и не смогли ему помочь. Несколько тысяч украинских граждан, осужденных по закону Украины к лишению свободы на определённый срок фактически отданы на растерзание российской системе фсин. Отданы на убой…

В этот момент Яна не смогла сдержать слез. Она развернула флаг, который привезла с собой из Полтавы и сказала на весь зал: “Слава Украине!”. И весь зал выдохнул: “Героям слава!”

Можем ли мы повлиять на изменения требований к «достаточности данных» в ситуациях, когда жизни человека угрожает опасность и требуется срочное вмешательство?

В полной ли мере мы осознаем свою личную ответственность за жизни людей, когда устанавливаем для них высокие барьеры к получению поддержки?

А вот на эти вопросы я надеюсь найти ответы вместе с вами».

Заканчивая свое выступление Янина вернулась к его началу: «Сомневающийся ДРУГ стал страшнее явного врага. Убило и продолжает убивать тысячи людей иллюзия наличия возможности получить помощь от тех, кто эту помощь реально может дать. Процитирую нашего действительно народного Президента, от лица херсонских заключенных ко всем нам: если от вас нет никакого толку – САМОРАСПУСТИТЕСЬ»

После выступления к Яне подходили десятки людей и благодарили за голос правды о людях, живущих во время войны россии против Украины.

“Одна женщина из Президиума подошла и обратилась на чистой украинкой речи. Она сказала: Спасибо Вам за презентацию! Никто не хочет эту тему «тронуть». Спасибо за смелость заговорить об этом. Вы здесь не зря. Вас услышали. Говорю вам. И ушла” , — говорит Яна.

UnMode ожидает получить видео выступления Яны в самое ближайшее время, мы обязательно опубликуем его на нашем Youtube-канале

Полный текст выступления Янины Стемковской доступен тут